Проект по созданию в вузах Центров компетенций презентовали на Международном научном форуме «Каспий 2021: пути устойчивого развития»
Астраханский государственный университет стал площадкой проведения Международного научного форума «Каспий 2021: пути устойчивого развития». В мероприятии 26-28 мая участвуют очно и в режиме онлайн представители 11 государств, в числе которых страны Прикаспия, Италия, Мексика, Индия, Республика Корея. Форум объединил ведущих экспертов науки, системы высшего образования и молодежной политики.
В центре внимания экспертов - вопросы укрепления позиций России на Каспии, экспорт отечественного образования в прикаспийские государства, закрепление талантливой молодежи в Астраханской области как геостратегическом регионе. Одним из партнеров форума выступила АНО «Россия - страна возможностей».
26 мая на заседании Совета ректоров вузов Юга России с участием вузов Северо-Кавказского федерального округа руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия - страна возможностей» Дмитрий Гужеля рассказал о пилотном проекте по созданию в российских вузах Центров компетенций.
По поручению Президента Российской Федерации совместно с Минобрнауки РФ АНО «Россия - страна возможностей» реализует пилотный проект по оценке универсальных управленческих компетенций обучающихся по образовательным программам высшего образования. По результатам реализации проекта необходимо представить предложения о целесообразности включения информации об оценке этих компетенций в документы о высшем образовании и о квалификации.
«Основная задача платформы «Россия - страна возможностей» - формировать социальные и карьерные лифты для молодого поколения. За три года существования платформы в ее проектах и конкурсах - всего их 26 - приняли участие порядка 5 млн человек. Активной и ищущей молодежи - 10-13%. Наша общая задача - дать возможность качественного развития и оценки компетенций как можно большему количеству молодых людей», - отметил Дмитрий Гужеля.
По словам спикера, в этом направлении есть определенная проблематика:
- Отсутствует единая структура и описание управленческих, деловых, надпрофессиональных компетенций. Работодатели, вузы, консалтинговые компании по-разному определяют набор этих навыков, и, соответственно, оценку каждая из сторон тоже проводит по-своему. Разные оценочные инструменты, разные индикаторы дают разные результаты.
- У разных работодателей - разные требования к первичному (базовому) профилю студентов в части soft skills, закрывающему потребности работодателя.
- Каждый университет видит программы подготовки студентов по soft skills по-своему.
- Часть университетов не проводит ни входной оценки, ни диагностики компетенций, а значит не до конца понимает, чему учить студентов.
«Работодатели часто предъявляют претензии о том, что студенты не готовы именно по гибким навыкам. Эту проблематику нам вместе предстоит решить, нам нужно договориться о единой антологической платформе, о едином словаре, в рамках которого мы будем действовать», - сказал эксперт.
Университет — это место формирования социальной зрелости и социальной ответственности. В университете студент получает профессиональные знания и умения, формируются «жесткие» навыки (hard skills). АНО «Россия - страна возможности», в свою очередь, имеет огромный опыт работы со студентами в части формирования «мягких» навыков и выстраивания социальных лифтов. Объединив усилия, можно дать студенту то, что поможет ему качественно развиваться по образовательным и социальным траекториям, далее - по карьерным траекториям при коммуникации с работодателем.
«С частью университетов мы начали работать еще в конце прошлого года. Основная задача - создать на базе университетов так называемые Центры компетенций, в рамках которых проводить оценку и формирование образовательных траекторий, проводить развитие молодых людей, доводя их до работодателя, - рассказал Дмитрий Гужеля. - У многих университетов аналогичные структуры уже есть. Наша задача - проводить качественную диагностику на входе, далее проводить профориентацию и навигацию, развивать необходимые компетенции, внедрять функции наставничества и после формирования карьерных рекомендаций качественно устраивать выпускника к работодателям. Цель Центров компетенций - разработка единого подхода к построению траектории развития от школы до выхода на рынок труда».
Для оценки компетенций применяется целый набор диагностических инструментов, которые апробированы в рамках масштабных конкурсов на протяжении нескольких лет, в том числе на конкурсе управленцев «Лидеры России».
Возможности платформы АНО «Россия - страна возможностей» позволяют проходить оценку компетенций, получать индивидуальные и консолидированные отчеты, формировать интерактивный план индивидуального развития, использовать образовательные программы для развития компетенций, отслеживать все процессы через личный кабинет, формировать цифровое портфолио.
«Нет плохих наборов компетенций, каждый человек уникален, для каждого человека будет сформирована своя траектория развития, наша с вузами задача - помочь в этом развитии», - добавил Дмитрий Гужеля.
Что получает студент?
- Возможность формировать и реализовывать краткосрочные и долгосрочные цели развития - карьерные, образовательные и социальные.
- Индивидуальные траектории развития «гибких» навыков: образовательные, карьерные и социальные (с целеполаганием конкретных мест учебы, работы и реального приложения социальной активности).
- Оценку - различные форматы диагностики и самодиагностики для определения своего текущего уровня и потенциала развития.
- Поддержку и сопровождение по возможному трудоустройству, карьерному и социальному развитию.
Что получает университет?
- Инструменты для оценки и подготовки кадров по запросам региона / отрасли / работодателей и развития собственного кадрового резерва.
- Образовательные программы и модули по управленческим компетенциям и «гибким» навыкам.
- Повышение конкурентоспособности на региональном / отраслевом образовательном рынке, в том числе за счет реализации проектов для коммерческих заказчиков.
- Качественных студентов и слушателей, в т.ч. через раннюю профориентацию и профнавигацию школьников (в перспективе).
«В июле этого года состоится заседание научно-координационного совета, в рамках деятельности которого будут определены 25 пилотных центров компетенций, которые в этом году начнут свою работу. В течение года мы проведем апробацию инструментов, получим обратную связь от работодателей и студентов. Планируем, что за год через центры компетенций пройдет до 150 000 человек», - отметил руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия - страна возможностей» Дмитрий Гужеля, завершая свое выступление.
27 мая состоялось официальное открытие форума «Каспий 2021: пути устойчивого развития», одноименная панельная дискуссия, дискуссия на тему «Большой Каспий: кооперация в научно-образовательной сфере» и открытый разговор «Молодежь в геостратегическом регионе». Дмитрий Гужеля выступил одним из модераторов этих мероприятий.
Обсуждая актуальные вопросы науки и образования Каспийского макрорегиона, все спикеры акцентировали внимание на том, что Астрахань — это приоритетная геостратегическая территория и очень важно укреплять науку и образование в связке с промышленностью.
Ректор Астраханского государственного университета Константин Маркелов рассказал, что вуз занимает 5-ое место в России по количеству иностранных студентов, обучающихся на платной основе, и 9-ое место - в целом по количеству иностранных студентов. По мнению эксперта, международные научные коллаборации позволят ускорить рост научного потенциала макрорегиона.
Также участник форума обсудили программу «Приоритет - 2030», утвержденную Правительством РФ и направленную на развитие исследований, образования, разработок, инноваций, технологий и территорий.
Президент Российской академии наук, академик РАН Александр Сергеев подчеркнул, что «мы должны обеспечить инновационное развитие страны, важно справиться с технологическим отставанием».
«Вуз должен готовить кадры для высококвалифицированного заказчика, крупных компаний, науки, высокотехнологичной промышленности — это ключевой параметр устойчивого развития сегодня. Нужны серьезные, приоритетные проекты на стыке власти, вуза и бизнеса, тогда студенты увидят реальную перспективу развития, достойного трудоустройства, не захотят уезжать из региона», - отметил Александр Сергеев.
Президент Российской академии наук также предложил построить современное исследовательское судно, которое постоянно бы работало в Каспийском море и стало крупной научной и образовательной площадкой.
Все участники дискуссий пришли к единому мнению о том, что необходимо создать эффективную диалоговую площадку университетов макрорегиона и ведущих предприятий региона и отрасли. Только в ходе открытого и системного диалога будет виден результат взаимодействия сторон, который порождает доверие, в первую очередь, у бизнеса, готового трудоустраивать молодых специалистов.
По мнению председателя Российского союза молодежи Павла Красноруцкого, также важно системно проводить международные молодежные форумы, обмениваться опытом, контактами, например, Павел Красноруцкий предложил сделать фестиваль творчества «Российская студенческая весна» международным.
Единый посыл всех участников форума в том, что университет является ключевым источником, чтобы повысить качество жизни в регионе и стать точкой роста для молодежи.
Трансляцию форума «Каспий 2021: пути устойчивого развития» можно посмотреть на сайте: https://caspian2021.mmco-expo.ru/
https://rsv.ru/
Похожие новости:
- На Всемирном фестивале молодёжи запустили новый сезон Международной Премии #МЫВМЕСТЕ
- Начнём будущее вместе: состоялась церемония открытия Всемирного фестиваля молодёжи
- «Таврида.АРТ» представила искусство творцов из разных уголков планеты на Всемирном фестивале молодёжи
- Более 500 человек стали участниками Всероссийского форума «Снежный десант Российских студенческих отрядов»
- В Доме молодёжи на выставке “Россия” прошел семинар для 100 специалистов сферы патриотического воспитания со всей страны
Опрос
Опрос