На «Тавриду» пожаловала «Служанка – госпожа»
Музыковеды со всей России, изучая музыкальный материал форума «Таврида», продолжают практиковаться в написании научных статей, рецензий, пресс-релизов.
Одну из таких работ представил после постановки оперы итальянского композитора Джованни Баттиста Перголези «Служанка-госпожа» участник из Санкт-Петербурга Матвей Назаров. Предлагаем вашему вниманию его рецензию на этот спектакль.
«Первый полноценный опыт оперной постановки - с декорациями, костюмами и оркестром - прошел удачно. Выбор пал на первую в истории оперу-буффа, написанную в 1733 году. Особенности этого жанра удачно совпали с исполнительскими ресурсами: камерный оркестр, поющие солисты - Серпина и Уберто и одна мимическая роль - слуга Веспоне. Этих сил вполне хватило, чтобы поставить итальянскую комическую оперу с нехитрым сюжетом: находчивая служанка Серпина ловкостью и хитростью заставляет жениться на себе своего господина, в одночасье становясь госпожой.
Масштаб произведения обусловлен его историей возникновения, так как изначально оно являлось двухактной комической интермедией, которая разыгрывалась в антрактах большой, серьезной оперы (opera-seria). Композитор сумел так удачно выстроить музыкальную драматургию, что в итоге интермедия стала самостоятельным спектаклем.
Вчерашняя постановка была вполне традиционной. Фабула, костюмы и сценография вполне соответствовали опере XVIII века. Единственными связями с современностью были темные очки Уберто, а также внешнее сходство мнимого жениха Серпины капитана Темпеста (переодетого слуги Веспоне) с капитаном Джеком Воробьем.
Характеры героев получились несколько отличными от традиционных. Уберто в исполнении Никиты Неведицына несколько омолодился: вместо старого ворчуна, сердящегося на всех окружающих, зрители увидели плаксивого капризного молодого человека, которого надо всегда утешать.
Певица Яна Фёдорова представила более традиционную Серпину: энергичную, хваткую и находчивую субретку, взявшую ситуацию в свои руки.
Вокальные данные певцов, студентов РАМ им. Гнесиных, лишь подчеркнули их сюжетное взаимодействие. Неведицын не показал глубины и маститости, обычно присущей басовым партиям, но своим резким баритоново-теноровым тембром придал своей роли напряжение и своеобразность. Фёдорова была в своей роли более харизматична и направляла драматургию спектакля.
Оркестр и дирижер были музыкантами из того же учебного заведения. Дирижер Федор Сухарников, ассистент-стажер академии, озвучил партитуру силами камерного оркестра, который удобнее было бы назвать квинтетом солистов: две скрипки, альт, контрабас и клавесин. Звучание такого состава, как нельзя лучше, соответствовало объему помещения, сопоставимого скорее не с оперным театром, а с камерным залом. Стоит отметить прекрасную работу звукорежиссеров, которые собрали воедино их звучание и выстроили хороший баланс. Клавесин звучал в основном в речитативах, сопровождая выразительные декламационные диалоги, в которых развивалось действие. Такой тип «сухого» речитатива (secco) опера-буффа заимствовала из серьезной оперы.
Музыкальная драматургия построена очень ясно и просто: в двухактной опере всего шесть арий и два дуэта, завершающих каждый акт. В первом акте следуют подряд два номера Уберто, в которых он показан сердитым хозяином, сетующим на своих нерадивых слуг. В единственной арии во втором акте он уже представлен в более смятенном состоянии: запутанным своей служанкой и волнующимся за ее судьбу. Серпина представлена в разных ракурсах: от кокетливой в первом акте до притворно страдающей во втором, когда она окончательно заводит в свои сети своего господина.
Центральными номерами оперы являются два дуэта. Первый является дуэтом-ссорой, второй — дуэтом примирения. Финальный дуэт с мягким юмором и изящной музыкой никого из зрителей не оставил равнодушным - опера была вознаграждена бурными овациями.
Такой успех не может не радовать. Он свидетельствует о том, что классическое искусство не является выхолощенной музейной реликвией, но продолжает живейшим образом волновать сердца всех поколений».
Музыковеды продолжат оттачивать своё мастерство на форуме, тем более информационных поводов ожидается еще немало.
форумтаврида.рф
Похожие новости:
- На Всемирном фестивале молодёжи запустили новый сезон Международной Премии #МЫВМЕСТЕ
- Начнём будущее вместе: состоялась церемония открытия Всемирного фестиваля молодёжи
- «Таврида.АРТ» представила искусство творцов из разных уголков планеты на Всемирном фестивале молодёжи
- Более 500 человек стали участниками Всероссийского форума «Снежный десант Российских студенческих отрядов»
- В Доме молодёжи на выставке “Россия” прошел семинар для 100 специалистов сферы патриотического воспитания со всей страны
Опрос
Опрос