10.06.2016

В Госдуме обсудили тенденции и перспективы подготовки кадров для АПК

9 июня Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам провел «круглый стол» на тему: «Актуальные вопросы образования и подготовки кадров для АПК: тенденции и перспективы».


В мероприятии приняли участие представители высших и средне-специальных аграрных образовательных учреждений, общественных и научно-экспертных организаций, отраслевых союзов, профсоюза работников агропромышленного комплекса (АПК), депутаты законодательных собраний субъектов России, председатель Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов и другие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации. В мероприятии также приняла участие председатель Центрального Совета Российского союза сельской молодежи Юлия Оглоблина.

Открывая дискуссию, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Николай Панков отметил, что «в новых экономических условиях, чтобы выполнить задачу по импортозамещению и обеспечить продовольственную независимость страны, необходимо за короткий период перестроить систему подготовки специалистов в сфере сельского хозяйства». Предлагая обсудить механизмы взаимодействия органов власти, сельхозпредприятий и вузов, экономические стимулы для закрепления молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве, среди проблем Н. Панков, в частности, указал на: отсутствие четкого мониторинга потребности в специалистах с высшим и средне-специальным образованием, состояние технологической базы образовательных учреждений, отсутствие единого подхода к финансированию отраслевых вузов и стимулов для бизнеса по целевой подготовке кадров и их трудоустройства.

Как пояснила заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Елена Астраханцева, в настоящее время «идут активные споры о том, кто будет готовить специалистов для агропромышленного комплекса». По ее словам, сейчас подготовку кадров с высшим образованием для АПК осуществляют 54 аграрных университета Минсельхоза России, расположенные в 50-ти субъектах РФ, в 4-х регионах есть филиалы аграрных вузов. Всего в вузах Минсельхоза обучается 350 тысяч студентов, более 65% из них - по специальностям сельскохозяйственного профиля, остальные – по специальностям, необходимым для развития сельских территорий и их инфраструктуры.

Замминистра отметила, что все эти «вузы аккредитуются Рособрнадзором» и «есть вопросы, как проходит эта аккредитация». В последние годы, по словам Е. Астраханцевой, «вузы Минобрнауки получали большее финансирование в виде грантов и другого рода субсидий на создание лабораторий, реализацию утвержденных стратегий», а финансирование вузов Минсельхоза на 37% ниже.

При этом, как подчеркнула замминистра, Минсельхоз готовит специалистов для себя, выпускники «возвращаются жить и работать на селе». По ее словам, отраслевое министерство совместно с регионами создало систему непрерывного образования для развития АПК. В 2016 году впервые выделено 500 млн рублей на приобретение сельскохозяйственной техники для инженерных факультетов аграрных вузов. Е. Астраханцева заявила, что Минсельхоз «старается сделать систему образования для АПК современной и динамичной», и призвала все заинтересованные стороны к сотрудничеству с министерством, чтобы «подготовка кадров проводилась еще более качественно».

Для этого Министерство сельского хозяйства РФ предложило: внести изменения в Положение о целевом приеме, предусмотрев возможность участия в нем предприятий аграрного бизнеса; изучить вопрос о придании вузам, имеющим в своей структуре учебно-опытные хозяйства, статуса «сельскохозяйственный производитель», что даст право на получение господдержки в виде субсидий; сельскохозяйственные специальности, обеспечивающие опережающее технологическое развитие отрасли (зоотехния, агрономия, ветеринария), включить в перечень приоритетных. Кроме того, в Минсельхозе акцентируют внимание, что при составлении рейтингов вузов необходимо учитывать, что абитуриентами аграрных вузов являются выпускники сельских школ.

Позицию Минобрнауки в дискуссии представил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Александр Соболев. В его ведомстве считают, что качество образования и исследований «неделимо на вопросы отраслевого образования или вопросы тех вузов, которые находятся в ведении Минобрнауки из транспортной, сельской или медицинской сферы». Апеллируя к «единым стандартам и прозрачности системы образования», чиновник также заявил, что инструменты, используемые Минобрнауки, «зарекомендовали себя как эффективные». А среди инструментов развития он назвал два: базовые кафедры и схемы целевого приема и обучения. По его мнению, «для подготовки кадров сельхозпрофиля важна практическая составляющая, и эта функция должна остаться у Минсельхоза».

Сложности отраслевой подготовки А. Соболев видит в «размытости профиля в вузах Минсельхоза». Он также выступил с критикой высокого процента (более 40%) заочников в них и низкого (30%) – обучающихся по сельскохозяйственным специальностям. Говоря о механизме целевого приема, А. Соболев проинформировал, что «квота 13%, а заявок только на 8%», и резюмировал: «Механизм этот не используется». Он также сообщил, что Минобрнауки создана система оценки трудоустройства выпускников, и уже на следующей неделе эта статистика будет опубликована.

Для улучшения подготовки кадров Министерству сельского хозяйства России Минобрнауки рекомендует, в первую очередь, обеспечить повышение качества приема в вузы, повышение профориентационной работы в общеобразовательных организациях по привлечению на образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования агропромышленной направленности талантливой молодежи. Кроме того, предложено: актуализировать ФГОС высшего образования с учетом требований профессиональных стандартов, обеспечить разработку примерных основных образовательных программ высшего образования с учетом актуализированных ФГОС; активизировать работу по расширению реализации механизма целевого обучения в интересах ключевых работодателей агропромышленного комплекса в субъектах Российской Федерации.

Ректор ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет» Александр Денисов, возражая предыдущему докладчику, заявил, что в сфере образования «идет чехарда» и «наблюдается перекос» – уход всех подготовленных специалистов в сферу услуг. По его словам, готовить сельхозвузы экономистов и юристов «жизнь заставила», что им «помогло в последние 10 лет выжить». От имени ректоров отраслевых вузов А. Денисов попросил Минобрнауки «с уважением относиться к специфике и факторам обучения в аграрных вузах», настаивая в равной пропорции допускать аграрные вузы к грантам и господдержке.

Для создания единой непрерывной системы аграрного образования ректор предложил создавать кластеры непрерывного аграрного образования (школа-техникум-вуз-предприятие), а в системе среднего общего образования Минобрнауки нужно создать условия для ранней профессионализации школьников в кружках, межшкольных учебных комбинатах, ученических производственных бригадах. Также необходимо введение обязательного подтверждения профессионального уровня знаний специалистов аттестационной комиссией на базе созданных ресурсных центров с привлечением работодателей. В системе высшего образования ректоры из различных регионов России предлагали сформировать сводный прогноз специальностей агротехнологического направления, которые будут востребованы через 10-15 лет в народно-хозяйственном комплексе России.

В ходе обсуждения неоднократно отмечалось, что материально-техническая база отраслевых вузов устарела и нуждается в модернизации, а средств на ее обновление практически не выделяется. В этой связи предлагалось сохранить в структуре образовательных учреждений учебно-опытные хозяйства в той или иной форме хозяйствования как базовые, для которых предусмотреть господдержку, компенсирующую затраты предприятия на организацию и проведение учебных и производственных практик студентов.

Участники «круглого стола» предлагали внести изменение в Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», разрешив, по согласованию с Минсельхозом и Росимуществом, использовать землю, закрепленную за вузами, как оборотные средства для привлечения инвесторов в рамках закона о государственно-частном партнерстве. Как считают эксперты, при внесении этой поправки у вузов появится возможность модернизировать материально-техническую базу в учебных и научно-исследовательских целях.

Особо отмечалось, что около 70% в аграрных вузах составляют выпускники сельских школ, в которых уровень образования ниже, чем в городских. Министерству образования и науки предлагалось внести изменения пороговых значений среднего балла ЕГЭ для аграрных вузов с 60 до 57-55 для агротехнологических специальностей.

Хотя сельскохозяйственные профессии не пользуются большой популярностью, участники «круглого стола» выражали уверенность, что в дальнейшем их престиж вырастет, а технологические нововведения позволят эффективно работать, и что усложнение отрасли изменит требования к качеству человеческого капитала. В этой связи предлагалось внести новые специальности в классификатор, которые будут обладать наряду с традиционными знаниями системным мышлением, развитыми организаторскими способностями и знаниями в сфере информационных - и биотехнологий, а также создать на базе ведущих аграрных вузов РФ 3-5 национальных исследовательских университетов и сохранить направления подготовки по так называемым «непрофильным», таким как «Экономика», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция» и «Туризм».

Кроме того, участники дискуссии в своих рекомендациях отмечали, что недостаточное финансирование образовательных и научных учреждений в сфере АПК является фактором, который тормозит подготовку квалифицированных кадров. Большинство участников предлагало для образовательных учреждений, имеющих опытные хозяйства и учебно-производственную базу, предоставить статус сельхозтоваропроизводителя.

«В рамках круглого стола состоялась очень оживленная дискуссия, так как поднимались волнующие вопросы, - отметила руководитель РССМ Юлия Оглоблина. – Для РССМ приятно было услышать, что в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» будут внесены предложенные нами поправки по предоставлению возможностей, в том числе коммерческим организациям (к коим относятся сельскохозяйственные предприятия), направлять на целевую подготовку. Предложений на круглом столе прозвучало много, и многие предложения, исходившие от РССМ, включены в проект резолюции. Теперь мы обязательно будем следить за изменениями в законе «Об образовании в Российской Федерации» и информировать о них учащуюся молодежь», - резюмировала она.

Пресс-служба РССМ по материалам www.duma.gov.ru

http://rssm.su/news/main/1065/








<
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!









Опрос

Опрос