История успеха. Анна Пугачева: Наши дети не только берегут природу, но и видят ее красоту
Руководитель школьного лесничества «Лесник» Солигаличской средней школы Анна Пугачева стала одним из призеров регионального конкурса «Лучший наставник Костромской области — 2020» в номинации «Наставничество в области технологий будущего».
Это далеко не первый ее успех – в 2018 году она заняла первое место в этом авторитетном конкурсе. Более трех лет Анна Петровна занимается с детьми, прививает им любовь к природе родного края. Ее воспитанники не раз становились победителями различных всероссийских и региональных конкурсов.
– Анна Петровна, расскажите немного о себе.
– Я инженер лесного хозяйства Солигаличского лесничества. Родилась и выросла в Солигаличе. После школы поступила в Институт естествознания Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Окончила и вернулась в родной город.
– Как вы оказались в школьном лесничестве?
– В 2017 году пришла работать и мне предложили руководить работой школьного лесничества в Солигаличской средней школе. В нашем районе история школьных лесничеств началась еще полвека назад, недавно отмечали юбилей Коровновского школьного лесничества «Муравейка». Лесничество при Солигаличской средней школе пришлось воссоздавать заново. Ребята дали ему название «Лесник». И вот уже четыре года дети проводят природоохранные, лесозащитные мероприятия, занимаются пропагандистской деятельностью. Юные лесничие в школах и детских садах Солигаличского района устраивают беседы о лесе, правилах поведения в лесу, организуют различные игры, квесты.
– Анна Петровна, как вы отнеслись к предложению возглавить школьное лесничество?
– Я люблю природу, и у меня есть желание передать свое отношение к ней и свои знания детям. Сначала я изучала опыт других школьных лесничеств. Сейчас у нас есть своя программа развития. Ребята из начальной школы занимаются творчеством, участвуют в различных конкурсах рисунков, поделок, фотографий, пишут стихи и сказки. Учащиеся пятых-девятых классов активно занимаются пропагандистской деятельностью. Старшеклассники участвуют в исследовательской работе. В школьное лесничество ребята приходят по своему желанию, это их выбор. Некоторые – по совету родителей. Участниками мероприятий, организованных членами школьного лесничества «Лесник», становятся ученики из других школ нашего района.
– Насколько я понимаю, теорией вы не ограничиваетесь, проводите и практические занятия. Водите детей в лес?
– Да. Например, в сентябре проходит районная конференция, которая приурочена ко Дню работников лесного хозяйства. Сначала школьники защищают свои исследовательские работы, а затем после конференции отправляются на автобусе в лес, на ближайшие делянки, которые нуждаются в лесовосстановлении. Там учим ребят, как правильно сажать деревья. Сеянцы привозят лесничие из питомника и проводят для учащихся мастер-класс по посадке деревьев, показывают, как пользоваться мечом Колесова – небольшой узкой лопатой для посадки сеянцев. По завершении практической части собираемся вокруг костра, фотографируемся, пьем вкусный чай с булочками, обсуждаем, что ребятам запомнилось, понравилось, чему научились.
Ежегодно члены школьного лесничества изготавливают аншлаги «Берегите лес от пожара» и «Берегите лес», которые устанавливают совместно с лесничими.
– Как вы думаете, у детей после ваших занятий меняется отношение к лесу, к природе?
– Дети, которые занимаются в школьном лесничестве с его основания, очень бережно относятся к природе, замечают ее красоту. Некоторые начали фотографировать пейзажи, деревья и даже отдельные листья. Они уже не бросают мусор в лесу, осознанно относятся к окружающей природе.
– Расскажите о ваших успехах?
– В 2019 году на всероссийском съезде школьных лесничеств в Брянске Анастасия Дмитриева заняла первое место в конкурсе лесоводов. В конце 2020-го школьное лесничество «Лесник» заняло второе место во всероссийском заочном конкурсе школьных лесничеств в номинации «Просветительская деятельность». В прошлом году Екатерина Серова стала победительницей областной олимпиады по лесоводству, а также заняла первое место в конкурсе по профессиям агропромышленного комплекса и лесного хозяйства Костромской области в номинации «Лесничий школьного лесничества». Деятельность школьного лесничества поддерживает руководство ОГКУ «Солигаличское лесничество». Мы находим понимание и поддержку со стороны департамента лесного хозяйства Костромской области. Не остаются безразличными к нашей деятельности и сотрудники Солигаличского лесничества.
– Анна Петровна, давайте снова поговорим о вас. Почему после школы вы выбрали естествознание?
– Я с детства люблю природу, ходить в лес за ягодами, грибами, хорошим настроением. Самые первые воспоминания: мама уходила рано утром в лес за ягодами, а мы с папой потом ехали на мотоцикле, чтобы забрать ее с полными ведрами домой. Моя мама, Людмила Павловна, работала в детском саду и воспитывала у детей экологическую культуру.
В школе я принимала участие в районных и областных олимпиадах, конкурсах экологической направленности, ездила в экспедиции, которые организовывал областной клуб «Эколог». Детям я тоже стараюсь передать любовь к природе, знания о животных, растениях родного края. Ведь случается, что современные дети даже в глаза не видели ягод, которые растут в наших лесах.
– Серьезно?
– В прошлом году мы проводили игру «Угадай ягоду». Выяснилось, что многие ребята из начальной школы не знают ягоду костянику. Никогда ее не видели и не пробовали на вкус.
– В грибах, наверное, тоже учите разбираться?
– Да, обычно, когда идем по лесной дороге, показываем. У нас есть игра по типу «Мемо» – грибы съедобные и несъедобные.
– Сколько лет вашим детям, вы их тоже воспитываете в любви к природе?
– Младшему сыну восемь лет, старшему – скоро будет десять. Они с удовольствием ходят в лес с трех лет. Мы много раз видели в лесу животных – ежиков, зайцев, белок, разных птиц. Мои дети очень любят наблюдать за лягушками, ящерицами. Учу их, что нельзя трогать зверей, рвать цветы.
– А почему нельзя рвать цветы?
– Букетик можно, нельзя охапками. Ведь потом они просто вянут. Я рассказываю им, что цветы для красоты, для того, чтобы бабочки и пчелы собирали нектар, чтобы образовались семена и выросли новые цветы.
– Анна Петровна, лес – это не только красота, но и своего рода опасности: можно заблудиться, встретить дикого зверя или подцепить клеща.
– Во-первых, мы с детьми далеко не заходим в лес. Кроме того, учим детей, как по компасу или даже без него определить стороны света, навыкам ориентирования на местности. А насчет клещей, всем ребятам, с которыми ходим в лес, делаем прививки и учим их систематически проводить самоосмотр.
– По поводу ориентиров. Вы верите в лесные приметы, например, про мох с северной стороны деревьев или муравейник на южной?
– Недавно на занятии по ориентированию мы были в лесу и знакомились с природными ориентирами. Школьники убедились, что мох действительно обычно растет с северной стороны. Но для того чтобы ориентироваться, важно использовать не один, а несколько признаков и обязательно их сравнить между собой. Поскольку на мох или муравейник могут оказывать влияние и микроклимат, и расположение деревьев, и многие другие факторы.
– Чем вы увлекаетесь помимо работы?
– Я люблю путешествовать. Мы ездили по «Золотому кольцу» России, посещали Белоруссию, Чехию, Польшу, Болгарию. А для души вышиваю крестиком.
Алексей ВОИНОВ
По материалам газеты «Северная правда»
Опрос
Опрос