Газета «Костромские ведомости». Новости от 21.07.2020
Данил Малышев: Роспись – это дело моей жизни
2005 году в Кострому с рабочим визитом приезжал Владимир Путин. В рамках поездки президент посетил выставку костромских умельцев в «Губернском». У одного из стендов он подошел к мальчику, расписывающему берестяной туесок, и попросил попробовать мазнуть. Юного костромича звали Данил Малышев. И сегодня, спустя пятнадцать лет после того памятного события, он - герой нашей рубрики 13-й стул.
Неожиданная встреча
- Данил, не растерялись, увидев президента?
- Растерялся – не то слово! Для меня это было полной неожиданностью, волновался жутко.
- О чем удалось пообщаться с главой государства?
- Говорили мы совсем не много. Отложив кисть, он спросил у меня, нормально ли получилось. Я ответил, что для первого раза сойдет!
- Как давно вы занимаетесь народными ремеслами?
- Это мне еще в детстве предречено было. Все началось с выбора имени. Мама долго думала, как назвать сына, который вот-вот должен был появиться на свет. И однажды вечером, сидя перед телевизором, они с бабушкой решили: какое первое имя прозвучит, так и назовем малыша. А там шла сказка по произведению «Каменный цветок» Павла Бажова. И главного героя звали Данила-мастер. Так я и стал Данилом. Как и все в жизни, это, видимо, было не случайно. Сказочный Данила был камнерезом. Я тоже занимаюсь мастеровым делом, но малярным. Рисую со школьных лет.
- В художественной школе обучались?
- Роспись я начал осваивать в школе ремесел при детско-юношеском центре «Чудь». Сначала занимался городецкой росписью под руководством Светланы Вениаминовны Халдиной. Затем перешел на костромскую роспись. Уроки давала Елена Сидоровна Мышко. Поступил в Костромской технологический институт, где получил профессию инженера-технолога художественной обработки металлов. Собственно, по ней сейчас и работаю. А роспись – это дело жизни.
Древо жизни
- Когда у нас появилась костромская роспись?
- Костромская губерния издавна славилась мастерством росписи по дереву. Официально костромской метод росписи был зарегистрирован в 1821 году, но появился гораздо раньше. В давние времена на костромской земле было слабо развито сельское хозяйство, зато процветали промысловые артели. Костромская роспись – это отхожий промысел. Строители, печники, моляры собирались группами и уходили на заработки в другие города. Существует даже легенда, что Санкт-Петербург практически полностью был построен мастерами из Костромы. А маляры-художники собирались в артели по четыре-пять человек, ходили по деревням и расписывали избы. Так появилась домовая костромская роспись.
- В чем ее уникальность, отличительная особенность?
- Она относится к свободным кистевым росписям. Рисунок наносится без предварительного наброска, и поэтому получается мягким, объемным. Сначала раскладываются основные цветовые пятна, так называемый подмалевок. А потом они оживляются другим цветом – в основном белым. Прописываются лепестки, животные птицы и другие элементы.
- Из каких элементов складывается композиция?
- В костромской, как и во всех северных росписях, мотив букета является основным. Он является олицетворением Древа жизни, райского дерева. Часто на его вершине или ветвях писались птицы. Это символ священности Древа.
Птиц могло изображаться и две - они символизировали жениха и невесту, мужа и жену, хозяина и хозяйку дома. Излюбленный мотив костромских маляров-отходников - львы. Густая грива и закрученный петлей над спиной хвост, раскрытая зубастая пасть и высунутый из нее алый язык создавали образ дикого зверя. Изображали львов в профиль. Также часто писали схватку двух львов, в которой они стоят на дыбах напротив друг друга. Но какими бы суровыми ни писали львов маляры, они обязательно будут окружены цветами или будут изображены у основанияДрева. Ведь лев в костромской росписи является хранителем этого Древа, дома, семьи, рода.
Без прошлого нет будущего
- Данил, вы как художник, что предпочитаете расписывать?
- Сейчас, в основном, расписываю малые формы – солонки, сахарницы, шкатулки, разделочные доски, ложки. Очень оригинально рисунок смотрится на сувенирной продукции, украшениях. В прошлом году посчастливилось расписать целый домик!
- Расскажите.
- Это было в Крыму, на молодежном фестивале «Таврида – Арт», в бухте Капсель под Судаком. Куратору арт-квартала понравилась моя идея расписать домик, в котором обычно живут участники смен. Честно – волновался, получится ли. Дело все-таки ответственное. Думал, работа займет не менее двух дней. В итоге справился за шесть часов. И результат всем понравился! Теперь в Крыму есть частичка костромской народной культуры.
- Не только культуры, но и души! Почему, на ваш взгляд, важно не забывать родные традиции?
- Потому что без прошлого нет будущего. Отрадно, что народная культура в настоящее время возрождается. Я это вижу на ярмарках, фестивалях в разных городах России, в которых участвую, когда есть возможность. Даже их названия говорят сами на себя: «Голос ремесел», «Живая старина», «Расписная суббота», «Русь мастеровая». Фестивали – это не только возможность заявить о своем творчестве, но и теплые встречи с близкими по духу людьми. В Москве, к примеру, сформирована целая фольклорная тусовка, куда съезжаются люди со всей страны. Люди, которые живут народной культурой. На вечерках мы играем в народные игры, поем песни, танцуем и, конечно, общаемся – интересы-то общие!
- Поделитесь своими творческими планами.
- Роспись стала для меня неотъемлемой частью жизни. Это как необходимость в еде или сне. Без красок и кистей уже никак. Поэтому в творческих планах - продолжать заниматься этим ремеслом. Хочется, чтобы в каждом доме было изделие с костромской росписью. Потому что это наше – родное!
Ольга ТАТАРИНОВА
Похожие новости:
- Новости молодежной политики в Костромской области за июнь 2024 года
- Новости молодежной политики в Костромской области за май 2024 года
- Новости молодежной политики в Костромской области за апрель 2024 года
- Новости молодежной политики в Костромской области за март 2024 года
- Новости молодежной политики в Костромской области за февраль 2024 года
Опрос
Опрос