22.10.2018

Навстречу юбилею комсомола. Владимир Балыбердин: Комсомол – не просто возраст, комсомол – моя судьба!

Встречи с такими людьми молодежи необходимы, как воздух. И не только в преддверии значимых дат и юбилеев – намного чаще. Почетный гражданин Костромской области Владимир Иванович Балыбердин   для общения  открыт всегда. Комсомольская закалка!  Сейчас он возглавляет Костромской областной совет ветеранов: не может без общественной жизни.  
В семидесятых годах прошлого столетия он был первым секретарем обкома комсомола,  стоял у истоков  движения «С аттестатом зрелости, с комсомольской путевкой - в Нечерноземье».  Отправлял комсомольцев региона на строительство БАМа, Братской ГЭС, в Усть-Илимск… Исколесил всю  Костромскую область,  работал в Парфеньеве, Судиславле, Буе. В регионе его знают многие.  И за многое ему благодарны.


-Владимир Иванович,   свой комсомольский билет храните?
- И комсомольский билет, и учетную карточку ВЛКСМ, конечно,  храню. Ведь как в песне поется? «Комсомол  - не просто возраст, комсомол – моя судьба». В моем случае действительно так и есть.  Бывших комсомольцев не бывает.  Это я  могу сказать и за себя, и за тех, с кем работал на протяжении многих лет. 


- Ваша комсомольская биография началась не в Костроме, а в Пермской области. Как судьба привела в Кострому?
-Я учился в Кизеловском горном техникуме. Поступил туда четырнадцатилетним мальчишкой.  Мечтал  стать геологом, но такой специальности там не было – пошел на «подземную разработку угольных месторождений». Работал на заводе электрослесарем-наладчиком. Горжусь тем, что три года служил в Советской Армии – в Забайкалье и Прикарпатье.  Планировал поступать в МГУ. Но опоздал  - приемная кампания завершилась. Тогда по приглашению сестры приехал в Кострому – и подал документы на пионерфак  Костромского педагогического института. 


-Взяли с радостью?
-Не совсем. Почти все вступительные экзамены я сдал на пятерки. Все шло хорошо. И тут… вызывают в приемную комиссию: возникли сомнения, а будем ли мы (те, кто поступает после армейской службы) слушать преподавателей? «Они слишком независимые», - сказал кто-то из членов комиссии. Ему возразил ректор Михаил Иванович Синяжников: «Нам и нужны независимые, такие, чтобы не по указке, а по чести и совести работали».   Так и стал учиться. Избрали заместителем секретаря комитета комсомола института.  Вуз, правда, закончил, не за пять лет, а за четыре. 


-Почему?
-С третьего курса меня направили секретарем райкома комсомола в Парфеньевский район. Тогда первым секретарем обкома комсомола был Владимир Иванович Торопов. Он спросил однажды: «Поедешь в район, если потребуется?» Я согласился. Пришлось перевестись на заочное отделение. И так сложилось, что учеба пошла быстрее.


-А как пошла работа? Ударными темпами?
-Помню, в первый же день отправился изучать район. Был апрель, грязь, распутица… Представителю обкома нашли лошадь, остальные пошли пешком.  Так все начиналось.  Мне, конечно, очень помогали друзья, коллеги, старшие товарищи. В результате все сложилось. В Парфеньеве, кстати, и женился.


-И была настоящая комсомольская свадьба?
-Поздравить нас пришло более шестидесяти человек. И еще больше пришло бы – просто помещение уже не вместило бы такого количества гостей.


-Движение «С аттестатом зрелости, с комсомольской путевкой - в Нечерноземье» в регионе стартовало, когда вы уже были первым секретарем обкома комсомола. Трудно пришлось?
-Наши трудности не так значительны по сравнению с теми, которые пришлось преодолевать ребятам на местах. Ведь именно они работали на фермах, доили коров, пахали, мелиорировали. Конечно, мы болели за дело душой, старались создать для молодежи достойные условия. Нужно отдать должное обкому партии – именно в те годы была развернута масштабная кампания по строительству жилья, соцкультбыта, дорог в регионе. А большинство ребят впоследствии пошли учиться дальше, закончили техникумы, вузы, стали хорошими специалистами и  талантливыми руководителями. Двадцать лет продолжались слеты выпускников, свыше двадцати тысяч человек пришли работать именно в сельское  хозяйство.


-Какие комсомольские стройки регионального значения  тех лет обязательно стоит отметить?
-Их немало. Это и Костромская ГРЭС, и «Мотордеталь», и наш молодежный лагерь «Волгарь», и Мантуровский биохимзавод. Про Мантурово расскажу подробнее. Пригласил меня первый секретарь обкома партии Юрий Николаевич Баландин: «Вот поручение Центрального комитета партии – запустить Мантуровский биохимзавод. Нужно триста человек. Сроки минимальны». «До конца недели терпит?» - спрашиваю (а был понедельник). «Терпит».  В результате совместно с партийными органами и  комсомольским активом с поставленной задачей справились за несколько дней. Это оказалось не так просто – людей надо было сорвать с работы, успеть каждого «освободить». Все первые секретари горкомов и райкомов уехали командирами отрядов. Всем, кто с честью носил комсомольский билет, огромное спасибо за ваш труд, за верность комсомолу.


-Владимир Иванович, знаем, что и сам вы отнюдь не кабинетный работник. Всю область объехали?
-Всю. О райцентрах даже не говорю: был в большинстве сел и деревень Костромской области. И резиновые сапоги в моем кабинете, на какой бы должности я ни работал, всегда стояли наготове. Чтобы в любой момент можно было сорваться с места и поехать решать рабочие моменты – хоть в поле, хоть на ферму. 


-Какая из комсомольских наград вам наиболее дорога?

-Почетный знак ВЛКСМ (он, к слову, единственный в области) и Орден «Знак Почета». Награды своими личными не считаю  - это наша общая комсомольская оценка. И я этим горжусь.


- Современной молодежи что пожелаете?
- Очень хочется, чтобы ребята росли достойными поколения победителей, уважали старших. Знаете, нас так воспитывали: сначала думай о Родине, потом о себе. Вот и сегодняшней молодежи хочется сказать: берегите Россию. 

 
 
 
 
 







Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!









Опрос

Опрос