20.12.2010
Есть что почитать?
Научно-исследовательский центр чтения и современного рынка печати
Московского государственного университета печати завершил
исследовательскую программу «Молодежная аудитория прессы: сегодняшнее
состояние, тенденции и перспективы».
Целью исследования была попытка получить ответы на три главных вопроса: что читает сегодня молодежь? почему ей не интересны нынешние СМИ? как вернуть молодежи интерес к чтению?
Интерес к чтению у ребенка возникает (или не возникает) в семье. В нечитающих семьях вырастают нечитающие дети. За два последних десятилетия во взрослую жизнь вступило уже два поколения нечитающей молодежи. Какими последствиями это чревато для общества - представить нетрудно. Если и дальше ничего не предпринимать, пресса так и будет терять потенциальных читателей поколение за поколением. Этот процесс нужно остановить. Его можно остановить.
На резкое сокращение молодежной читательской аудитории российской прессы первыми обратили внимание библиотеки. И они же первыми забили тревогу. Что тревога библиотекарей небезосновательна, подтверждают не только пустые читальные залы периодики и падающие тиражи, но и социологические исследования. Сегодня средний возраст читателей федеральных общественно-политических СМИ - более 45 лет, т.е. у абсолютного большинства интерес к чтению закрепился еще в советский период. А что же читает сегодня молодежь? И читает ли вообще?
Анкетные опросы в вузах, колледжах и школах показали, что ежедневно просматривают какую-либо газету или журнал только 4 процента опрошенных, от случая к случаю и раз в месяц - 23 процента, и никогда не читают 22 процента. Остальные 28 процентов читают (просматривают) печатные СМИ раз в неделю. Пять самых читаемых этой аудиторией изданий - «Cosmopolitan». «Вокруг CBeTa», «Glamour», «OK!», «Psychology».
По данным одного из исследований, молодежь «общается» с прессой в такой последовательности: картинки, заголовки, потом - выборочно - тексты. Это не значит, что мы деградируем. Все нормально с молодежью. Просто она быстрее старших поколений адаптировалась в новом информационном пространстве.
Бытует мнение, что современных молодых людей волнуют лишь материальные ценности. А что плохого в том, что они хотят жить хорошо? Пусть учатся и работают для того, чтобы добиться своей цели. Нужно только подсказать им пути развития, привить уважение к труду. Нужно обеспечить их достаточным количеством информации, помочь в принятии решений.
Сегодня молодежь не читает прессу не потому, что она не любит читать, а потому, что ей не интересно то, что пресса печатает. Желтая пресса и телевидение многие годы усиленно декларировали пошлость, безнравственность и насилие. И нет такого закона, по которому можно было бы привлечь к ответу редакторов и хозяев этих СМИ за нанесение обществу нравственного урона в особо крупном размере. Глянцевая пресса усердно навязывает нам мнение, что кучка обогатившихся за народный счет олигархов, невесть какими путями разбогатевших политиков и чиновников, - это и есть наша российская элита, эталон жизни, к которому должны стремиться молодые. Общественное сознание настойчиво приучают к мысли о существовании особой идеологии - идеологии гламура, идеологии социума людей, которым позволено демонстративно и безнаказанно презирать нормы морали и нравственности.
Статьи молодежной тематики встречаются очень редко. Крайне редко бывают материалы, адресованные непосредственно молодому читателю. К сожалению, диалог между властями и современной молодежью газетами ныне практически не поддерживается.
Неожиданно суровый приговор, вынесенный нашими молодыми респондентами нынешним российским СМИ был вызван, казалось бы, вполне «мирными» вопросами: «Отражает ли нынешняя пресса интересы и запросы молодежи?» и «Выполняет ли современная молодежная пресса роль духовного наставника молодежи?». Кстати, анкетный опрос показал, что более-менее регулярно читают «КП» только 2,14 процента из 1214 опрошенных во всех трех городах, а «МК» - 22 молодых москвича из 536 опрошенных. Так что, и статистика «за» то, чтобы у молодежи и студентов появились «свои» федеральные газеты. Неоднократные предложения хотя бы пока разработать концепцию этих газет не нашли поддержки ни в Министерстве по делам спорта, туризма и молодежной политики РФ, ни в Департаменте семейной и молодежной политики города Москвы.
Е.Баханов,
директор Научно-исследовательского центра
чтения и современного рынка печати МГУП
Целью исследования была попытка получить ответы на три главных вопроса: что читает сегодня молодежь? почему ей не интересны нынешние СМИ? как вернуть молодежи интерес к чтению?
Интерес к чтению у ребенка возникает (или не возникает) в семье. В нечитающих семьях вырастают нечитающие дети. За два последних десятилетия во взрослую жизнь вступило уже два поколения нечитающей молодежи. Какими последствиями это чревато для общества - представить нетрудно. Если и дальше ничего не предпринимать, пресса так и будет терять потенциальных читателей поколение за поколением. Этот процесс нужно остановить. Его можно остановить.
На резкое сокращение молодежной читательской аудитории российской прессы первыми обратили внимание библиотеки. И они же первыми забили тревогу. Что тревога библиотекарей небезосновательна, подтверждают не только пустые читальные залы периодики и падающие тиражи, но и социологические исследования. Сегодня средний возраст читателей федеральных общественно-политических СМИ - более 45 лет, т.е. у абсолютного большинства интерес к чтению закрепился еще в советский период. А что же читает сегодня молодежь? И читает ли вообще?
Анкетные опросы в вузах, колледжах и школах показали, что ежедневно просматривают какую-либо газету или журнал только 4 процента опрошенных, от случая к случаю и раз в месяц - 23 процента, и никогда не читают 22 процента. Остальные 28 процентов читают (просматривают) печатные СМИ раз в неделю. Пять самых читаемых этой аудиторией изданий - «Cosmopolitan». «Вокруг CBeTa», «Glamour», «OK!», «Psychology».
По данным одного из исследований, молодежь «общается» с прессой в такой последовательности: картинки, заголовки, потом - выборочно - тексты. Это не значит, что мы деградируем. Все нормально с молодежью. Просто она быстрее старших поколений адаптировалась в новом информационном пространстве.
Бытует мнение, что современных молодых людей волнуют лишь материальные ценности. А что плохого в том, что они хотят жить хорошо? Пусть учатся и работают для того, чтобы добиться своей цели. Нужно только подсказать им пути развития, привить уважение к труду. Нужно обеспечить их достаточным количеством информации, помочь в принятии решений.
Сегодня молодежь не читает прессу не потому, что она не любит читать, а потому, что ей не интересно то, что пресса печатает. Желтая пресса и телевидение многие годы усиленно декларировали пошлость, безнравственность и насилие. И нет такого закона, по которому можно было бы привлечь к ответу редакторов и хозяев этих СМИ за нанесение обществу нравственного урона в особо крупном размере. Глянцевая пресса усердно навязывает нам мнение, что кучка обогатившихся за народный счет олигархов, невесть какими путями разбогатевших политиков и чиновников, - это и есть наша российская элита, эталон жизни, к которому должны стремиться молодые. Общественное сознание настойчиво приучают к мысли о существовании особой идеологии - идеологии гламура, идеологии социума людей, которым позволено демонстративно и безнаказанно презирать нормы морали и нравственности.
Статьи молодежной тематики встречаются очень редко. Крайне редко бывают материалы, адресованные непосредственно молодому читателю. К сожалению, диалог между властями и современной молодежью газетами ныне практически не поддерживается.
Неожиданно суровый приговор, вынесенный нашими молодыми респондентами нынешним российским СМИ был вызван, казалось бы, вполне «мирными» вопросами: «Отражает ли нынешняя пресса интересы и запросы молодежи?» и «Выполняет ли современная молодежная пресса роль духовного наставника молодежи?». Кстати, анкетный опрос показал, что более-менее регулярно читают «КП» только 2,14 процента из 1214 опрошенных во всех трех городах, а «МК» - 22 молодых москвича из 536 опрошенных. Так что, и статистика «за» то, чтобы у молодежи и студентов появились «свои» федеральные газеты. Неоднократные предложения хотя бы пока разработать концепцию этих газет не нашли поддержки ни в Министерстве по делам спорта, туризма и молодежной политики РФ, ни в Департаменте семейной и молодежной политики города Москвы.
Е.Баханов,
директор Научно-исследовательского центра
чтения и современного рынка печати МГУП
Похожие новости:
- «Один народ – одна победа!»
- Все родные и все любимые! Сегодня в Костроме прошёл первый региональный семейный форум «Родные-Любимые»
- Волонтёр из Костромы стала Послом Победы. И 79-ю годовщину Великой Победы встретит на Красной Площади
- Благотворительность – это когда от души! Студенты Губернской Балетной Школы при Национальном балете «Кострома» встретились с белгородцами
- «Росмолодежь.Гранты 1 сезон» стартует!
<
09.10.2023
Жители Костромской области могут бесплатно отправить посылки землякам - участникам СВО Почтой России
Отправить индивидуальную посылку военнослужащим можно весом до 10 килограммов во всех почтовых отделениях региона.
Опрос
Опрос
24.03.2021
На достройку костромских соцобъектов выйдут бригады студентов
21.03.2023
Перечень основных мероприятий, проводимых комитетом по делам молодежи Костромской области с 13 по 19 марта 2023 года