20.12.2010

Есть что почитать?

Научно-исследовательский центр чтения и современного рынка печати Московского государственного университета печати завершил исследовательскую программу «Молодежная аудитория прессы: сегодняшнее состояние, тенденции и перспективы».

Целью исследования была попытка получить ответы на три главных вопроса: что читает сегодня молодежь? почему ей не интересны нынешние СМИ? как вернуть молодежи интерес к чтению?

Интерес к чтению у ребенка возникает (или не возникает) в семье. В нечитающих семьях вырастают нечитающие дети. За два последних десятилетия во взрослую жизнь вступило уже два поколения нечитающей молодежи. Какими последствиями это чревато для общества - представить нетрудно. Если и дальше ничего не предпринимать, пресса так и будет терять потенциальных читателей поколение за поколением. Этот процесс нужно остановить. Его можно остановить.

На резкое сокращение молодежной читательской аудитории российской прессы первыми обратили внимание библиотеки. И они же первыми забили тревогу. Что тревога библиотекарей небезосновательна, подтверждают не только пустые читальные залы периодики и падающие тиражи, но и социологические исследования. Сегодня средний возраст читателей федеральных общественно-политических СМИ - более 45 лет, т.е. у абсолютного большинства интерес к чтению закрепился еще в советский период. А что же читает сегодня молодежь? И читает ли вообще?

Анкетные опросы в вузах, колледжах и школах показали, что ежедневно просматривают какую-либо газету или журнал только 4 процента опрошенных, от случая к случаю и раз в месяц - 23 процента, и никогда не читают 22 процента. Остальные 28 процентов читают (просматривают) печатные СМИ раз в неделю. Пять самых читаемых этой аудиторией изданий - «Cosmopolitan». «Вокруг CBeTa», «Glamour», «OK!», «Psychology».

По данным одного из исследований, молодежь «общается» с прессой в такой последовательности: картинки, заголовки, потом - выборочно - тексты. Это не значит, что мы деградируем. Все нормально с молодежью. Просто она быстрее старших поколений адаптировалась в новом информационном пространстве.

Бытует мнение, что современных молодых людей волнуют лишь материальные ценности. А что плохого в том, что они хотят жить хорошо? Пусть учатся и работают для того, чтобы добиться своей цели. Нужно только подсказать им пути развития, привить уважение к труду. Нужно обеспечить их достаточным количеством информации, помочь в принятии решений.

Сегодня молодежь не читает прессу не потому, что она не любит читать, а потому, что ей не интересно то, что пресса печатает. Желтая пресса и телевидение многие годы усиленно декларировали пошлость, безнравственность и насилие. И нет такого закона, по которому можно было бы привлечь к ответу редакторов и хозяев этих СМИ за нанесение обществу нравственного урона в особо крупном размере. Глянцевая пресса усердно навязывает нам мнение, что кучка обогатившихся за народный счет олигархов, невесть какими путями разбогатевших политиков и чиновников, - это и есть наша российская элита, эталон жизни, к которому должны стремиться молодые. Общественное сознание настойчиво приучают к мысли о существовании особой идеологии - идеологии гламура, идеологии социума людей, которым позволено демонстративно и безнаказанно презирать нормы морали и нравственности.

Статьи молодежной тематики встречаются очень редко. Крайне редко бывают материалы, адресованные непосредственно молодому читателю. К сожалению, диалог между властями и современной молодежью газетами ныне практически не поддерживается.

Неожиданно суровый приговор, вынесенный нашими молодыми респондентами нынешним российским СМИ был вызван, казалось бы, вполне «мирными» вопросами: «Отражает ли нынешняя пресса интересы и запросы молодежи?» и «Выполняет ли современная молодежная пресса роль духовного наставника молодежи?». Кстати, анкетный опрос показал, что более-менее регулярно читают «КП» только 2,14 процента из 1214 опрошенных во всех трех городах, а «МК» - 22 молодых москвича из 536 опрошенных. Так что, и статистика «за» то, чтобы у молодежи и студентов появились «свои» федеральные газеты. Неоднократные предложения хотя бы пока разработать концепцию этих газет не нашли поддержки ни в Министерстве по делам спорта, туризма и молодежной политики РФ, ни в Департаменте семейной и молодежной политики города Москвы.

Е.Баханов,
директор Научно-исследовательского центра
чтения и современного рынка печати МГУП







Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!









Опрос

Опрос