03.02.2017

Делегация Костромского университета приняла участие в работе всероссийской научной конференции «Путь к успеху» в Сочи

В Образовательном центре «Сириус» в Сочи 27-28 января состоялась ежегодная научно-практическая конференция "Путь к успеху: программы поддержки одаренных детей и молодежи в контексте стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".


В ее работе приняли участие и.о. ректора Костромского госуниверситета Александр Наумов и заместитель директора института педагогики и психологии КГУ Ольга Скрябина.

Конференция, в которой приняли участие помощник Президента России Андрей Фурсенко и заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец, была организована Фондом «Талант и успех» при поддержке Агентства стратегических инициатив и Министерства образования и науки РФ. В рамках встречи состоялось обсуждение стратегии научно-технологического развития России – ориентиров для российской системы образования и рынка труда. Участники работали в панельных сессиях по темам: выявление и сопровождение одаренных детей, привлечение талантливой молодежи для работы в приоритетных областях науки, профессиональная подготовка педагогов, работающих с одаренными детьми, и другие.

И.о. ректора КГУ Александр Рудольфович Наумов рассказал, с какими мыслями вернулся с конференции:
- «Стратегия научно-технологического развития», с обсуждения которой началась работа в «Сириусе», - это документ долгосрочного действия, который затронет если не все, то очень многие сферы нашей жизни на перспективу до 2030 года. Она определяет основные вызовы, с которыми уже столкнулась и будет сталкиваться Россия, а также основные направления для реакций на эти вызовы. Мы как интеллектуальная корпорация должны понимать, как отвечать на них.
В первую очередь, это понимание того, что дальнейшее развитие страны не может базироваться только на сырьевом векторе экономики. Все, на чем строится мировая экономика, - это большой вклад  нтеллектуальной составляющей. Поэтому либо Россия перейдет на опережающие темпы развития, либо мы будем проигрывать мировую конкуренцию.
Второй вызов – увеличение продолжительности жизни населения. Увеличилось количество нетрудоспособного населения, которое все сложнее обеспечивать количеству работающих людей. Увеличение пенсионного возраста эту проблему не решит.
Казалось бы, какое отношение имеет система дополнительного образования к вызовам мирового масштаба? Самое прямое! Нужны люди, которые способны работать по-новому. И они должны откуда-то взяться. Это процесс долгий, он запускается с момента самого раннего развития. И это то, что называется системой развития талантов.
Президент поставил задачу очень жестко: число детей, которые прошли через систему работы с одаренными ребятами, должно увеличиться в 10 раз. Значит, нужно увеличить и число преподавателей в 10 раз. Но чисто механическим путем это сделать невозможно! Поэтому нужны новые технологии, новые методы работы с детьми, новая материально-техническая база. Решению этих задач и была посвящена работа конференции в центре «Сириус» в Сочи.
«Сириус» сегодня – это центр общенационального масштаба, куда приезжают на профильные смены одаренные, талантливые ребята, проявившие свои способности в области робототехники, спорта, музыки, балета, химии, физики, изобразительного искусства, биотехнологий. Это отличная площадка для развития подростков и молодежи.
Но одного «Сириуса» мало. Нужны аналогичные центры, детские технопарки по всей стране. И один из них появится на территории Костромской области, на базе нашего вуза. Самые разные лаборатории, необходимые для работы центров, подобных «Сириусу», уже есть в Костромском госуниверситете. Использовать их в целях развития талантливой молодежи – это и есть государственный подход.
Каким образом наша область встраивается в систему решения вызовов «Стратегии…»? Ответа пока нет, потому что мы не можем объяснить, какой мы видим свою жизнь через 5-10 лет. А университет – это как раз та структура, которая должна понимать, к какой жизни она готовит ребят-будущих бакалавров и магистров.
Несмотря на то, что представление будущего во многом сейчас – это еще некий образ, у нас он не вызывает непонимания или недоумения. Мы можем готовить людей к таким рабочим местам, которых, может быть, на данный момент еще и нет. Например, специалист, обслуживающий автоматический конструктор одежды. Представьте: дама приходит в магазин, конструктор снимает с нее точные мерки и уже через пару часов она получает готовый наряд, идеально подогнанный по ее фигуре. Это не фантастика, это технологии, которые стремительно развиваются и меняются молниеносно. Самое важное, что современные дети воспринимают такие технологии совершенно спокойно, потому что это – их мир. Они уходят в виртуальность и отлично там ориентируются. А мы, взрослые, ничего не знаем о нем. Наши учителя не умеют работать с Интернетом. От органов системы образования нередко слышны запреты: «Не ходите, учителя, в социальные сети». Наоборот, и педагоги, и родители должны там быть, чтобы понимать своих детей! Иначе дети уйдут от нас, и мы их потеряем.
Есть мнение, что Интернет – это сплошь темные закоулки с насилием, порнографией и прочим злом. Но давайте будем честны сами с собой. Можно идти по вечернему городу, намеренно заглядывая в подворотни, забираясь в сомнительные дворы, искать себе приключений. А можно, наоборот, ставить фонари и освещать улицы. Для одних город – это цепь притонов, для других – центр культуры и возможностей для развития.
Вот и задача вузовских преподавателей, школьных учителей и родителей – ставить фонари и освещать улицы для наших детей. Интернет – это часть жизни, и глупо делать вид, что его не существует, или всеми силами защищаться от него.
Об этом и многом другом шла речь на проектной сессии в «Сириусе». В практической его части участникам предложили выбрать для себя работу в одной из семи секций. Мы с Ольгой Борисовной Скрябиной выбрали для себя направление «Подготовка педагогических кадров». Сейчас не время для революций, нужно заниматься проектной деятельностью. И те решения, которые по итогам работы предложила группа, касались как раз адресных воздействий на систему образования и подготовку кадров для работы в новых условиях.
Надо признать, все выступающие группы получили один и тот же упрек: неспособность вырваться за рамки привычных границ. От нас требуют прорывных действий, стратегических проектов, интересных в масштабе страны. Но в силу разных причин (в частности, кадровой) мы пока можем прыгать через пропасть в два прыжка, а нужно - в один. Необходимы такие люди, которые и могут, и желают научиться делать по-другому.
На конференции в «Сириусе» я еще раз убедился в том, что наша ставка на проектную работу верна. И мы будем двигаться и дальше в этом направлении. Ведь проектная работа предполагает не процесс, а конкретный результат и ответственность за итог. Мы пока с большей охотой занимаемся процессной работой, чем стремлением получить результат. Мерилом работы является усталость, а не итог. Но у нас нет десяти лет, чтобы ждать, что вырастет из наших планов. Мы должны научиться прыгать через пропасть в один прыжок. Камень сдвинуть сложно. Но если течет вода, она все равно увлечет его за собой. А нет – значит, он останется лежать, а вода потечет дальше…

Ольга Борисовна Скрябина тоже поделилась своими соображениями после поездки на конференцию в «Сириус»:
- Мне было очень интересно понять современные тенденции и методы работы с одаренными детьми. В панельной сессии мы обсуждали, как вузы должны готовить педагогов, чтобы детям было с ними интересно, чтобы учитель и ученик чувствовали себя командой. Традиционно сложилось так, что школа ставит определенные рамки, усредняет детей. Поэтому должны быть педагоги, способные эти рамки раздвигать и давать талантливым детям возможности для проявления своих способностей.
В этом ключе Костромской госуниверситет должен занять роль ресурсного центра для подготовки таких педагогов. У него есть хорошая база и студенты, которые могли бы еще до получения диплома об образовании оттачивать свои методики в рамках проектной работы с детьми. Не нужно ждать, пока студент станет учителем. Стоит включать его в процесс, пока он в начале своего пути, пока он не стесняется учиться и меняться, пока он еще близок по возрасту тем, с кем работает, а, значит, и хорошо их понимает.
На конференции говорили о том, что прямые методы воздействия на детей уже не работают. Необходимо создавать среду и условия для развития одаренных детей. И прекратить, наконец, применять принцип воронки, своеобразной селекции, отбора ребят.  Мы не имеем право перекрывать проявление их одаренности и не можем предугадывать, в какой период, при каких обстоятельствах способности ребенка засияют в полную силу.
В «Сириусе» прозвучал призыв поддерживать мотивационную одаренность детей, когда их таланты могут развиться из интереса заниматься наукой. Ведь общеизвестно, что потенциально одарен каждый ребенок, и задача педагога разбудить в нем этот потенциал.
Для меня как для гуманитария конференция в Сочи открыла, что можно сочетать потребности и «физиков» и «лириков». Технологии и инженерия будут помощниками в любом направлении. И гуманитариям, педагогам и психологам найдется место в самых технологичных сферах. Таковы современные тенденции, и в них предстоит работать нашему вузу.
В рамках конференции мы участвовали в разработке механизмов реализации различных проектов в вузах. Но есть уже и конкретные примеры взаимодействия с «Сириусом». Костромской государственный университет заключил с этим центром соглашение, на основании которого наши студенты будут работать в нем кураторами. С 1 февраля в рамках очередной творческой смены там уже трудится студентка 4 курса института педагогики и психологии КГУ Юлия Гречухина. 

 

Информация с сайта КГУ от 02.02.2017








Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!









Опрос

Опрос