21.07.2016

Информационный портал "Русская планета". Новости от 18.07.2016

«Смешная шутка может прийти во сне»


О чем шутят и кого ведут за собой молодые инвалиды — участники команды КВН «Сделано в Костроме»

Команду «Сделано в Костроме» по праву считают родоначальниками КВН движения среди людей с ограниченными возможностями здоровья. В 1998 году трое руководителей региональных отделений Всероссийского общества инвалидов из Костромы, Ярославля и Владимира предложили организовать пробную игру. Волшебную, целительную силу юмора, которая помогает людям справляться с тяжелыми заболеваниями или примирять с недугом, чиновники от соцзащиты и здравоохранения оценили несколько позже. Люди, которые приходили на выступления, смеялись от души, а задумывались, уже выходя из зала. Задумывались и восхищались умением жить полной жизнью, дышать полной грудью, чего так часто не хватает даже, по общим меркам, здоровым людям.

Капитан команды КВН «Сделано в Костроме» Дмитрий Соловьев — очень живой и подвижный молодой человек. При этом столь же взвешенный и серьезный, что поначалу никак не вяжется с его сценическим образом и статусом. В диагностической карте, которая дает Диме вторую рабочую группу и право получать пенсию с рождения, написано: «Инвалидность по общим признакам». И только сам Дмитрий, и специалисты, которые ставили диагноз, в полной мере осознают, каких усилий для такого человека стоит не просто выйти на сцену и сыграть миниатюру. КВН уже давно стал работой для тех, кто хочет чего-то добиться в профессиональных лигах, а Дмитрий Соловьев и его команда с самого начала ставили перед собой именно такую задачу. Не «отбывать номер», оправдывая заведомо низкий уровень шоу статусом инвалида, а в прямом смысле «рвать зал». Они подняли планку с самого начала и сказали: «Мы не ждем поблажек. Мы будем на равных правах со всеми, кто выходит на сцену».

– Первые игры, действительно, были каким-то междусобойчиком. Я не хочу никоим образом принизить статус Кубка ВОИ, но нам хотелось чего-то большего, — рассказывает Дмитрий Соловьев. — Мы обсуждали это на общем собрании в клубе молодых инвалидов. Именно тогда встал вопрос о марке и качестве юмора. И все согласились, что общение в клубе — это одно. Да, реабилитация нужна, но возить на игры «нулевых» людей мы не можем себе позволить. Если ты впрягся в эту повозку, то будь добр тащи. Не плач, не говори, что я инвалид, а вы предъявляете мне такие требования. Будь готов пробивать лбом кирпичные стены и не жалуйся, что это тяжело. Профессиональные редакторы АМИК («Александр Масляков и компания» — Примеч. РП) в общении с нами не делают скидок на ограниченные физические возможности членов команды — и это тоже заслуга ребят, которые победили сначала себя, а потом поломали стереотипы и идут вперед с высоко поднятой головой.

– А как же быть с реабилитацией? Ведь наверняка чиновники, которые финансируют квновское движение в Костроме, спрашивают отчеты и результаты?

– Финансируют — это, конечно, громко сказано. Да, нам дают гранты, помогают с транспортом, если попросим. Но за этими деньгами приходится побегать. А что касается результатов в плане реабилитации, они все равно есть. Клуб молодых инвалидов «Элениум», который возник на базе КВНовского движения, изначально нацеливался на это — реабилитация через общение и творчество. С одной стороны, это некая автономия, с другой — организация, которая действует в составе регионального отделения всероссийской общественной организации инвалидов. В клуб приходят ребята, которые хотят петь, танцевать, да просто общаться. И это им очень помогает в жизни. Успешных примеров много. Один из последних: пришел к нам молодой парень с ЗПР (задержка психического развития — Примеч. РП). Пришел совершеннейший бука, то есть, не говорит человек совсем. Раз пришел, другой и, глядишь, он уже начинает общаться, говорить предложениями. Сначала только в кругу участников клуба, а потом и за стенами учреждения. Без всяких лекарств, врачей, психологов и прочих мозгоправов. Это ли не чудо? Я не ставлю это себе в заслугу, да и на сцену мы парня пока не вытащили, просто атмосфера внутри нашего муравейника настоящая, и люди оживают.

– А с вами как это произошло?

– Я всегда такой был (смеется). Я не могу сказать, что Дима Соловьев до КВНа и Дима Соловьев сейчас — это два разных человека. Позвали по приколу. Попробовал — получилось. Не помню эту грань. Помню только момент осознания того, что я «на игре, как на игле», слышали, наверное, такую сентенцию? В итоге — уже 12 лет играю в КВН. И реально понимаю, что моя болезнь — это не короткие ручки-ножки, а КВН!

– Самоирония помогает в жизни?

– Конечно. Если человек будет упиваться своей болью и вопрошать к высшим силам «за что мне такое испытание», едва ли он сможет назвать свою жизнь достойной. Да, мы шутим сами над собой, над своими недугами. Кстати, одно время редакторы АМИК не упрекнули, но как бы заметили, что это очень выгодно шутить по поводу инвалидности. Естественно, когда сам инвалид шутит на эту тему. Но лично я, да и ребята в команде, мы считаем, что не стоит все время замыкаться на одной теме. Это уже, знаете, спекуляция какая-то. Есть такие комики. И выступают на профессиональной сцене. Но они рано или поздно исчерпают себя. А надо развиваться. Ты в конечном итоге обязан понимать, что зритель должен аплодировать тебе не из-за снисхождения, а потому что ты реально смешной.

– А откуда берутся шутки? Кто ваши авторы?

– Жизнь — наш главный автор. Надо только уметь слышать ее шутки, а дальше, только записывай. А если серьезно, невозможно придумать смешную шутку, только потому, что это надо сделать обязательно. Сказать себе, что я сейчас сяду и напишу всю программу — да это утопия. Смешная шутка рождается внезапно. На ровном месте. Может среди ночи присниться, как периодическая таблица Менделееву.

Они легко могли бы верстать концертные шоу-программы и собирать залы. За годы существования команды накоплен такой объем оригинального творческого материала, что позавидуют профессиональные комики. А они по-прежнему играют в КВН. Переписываются со старыми друзьями и находят новых. Ездят по стране и берут кубки и медали. Это их жизнь, и другой они не ищут. Третье место в полуфинальной серии лиги ИнваКВН в городе Тихвин Ленинградской области, которая завершилась в конце июня этого года, дает ребятам право побороться за золото турнира и право представлять движение веселых и находчивых людей с ограниченными возможностями здоровья уже на АМИКовской сцене.

– Это очень волнительно и невероятно мобилизует, — говорит капитан костромской команды. — Финал состоится в октябре, а меня уже сейчас начинает потряхивать. Что с материалом, где найти денег на поездку и, главное: все ли смогут поехать на игру? У нас, хоть мы и стараемся поменьше на этом зацикливаться, все равно есть проблема, от которой просто так не отмахнешься. Здоровьем приходится заниматься. У нас девочка из основного состава ложиться на операцию. Мы все искренне ей желаем скорейшего выздоровления, но реально понимаем, что едва ли она поедет с нами в октябре. Еще один фронт-мен команды Дима Марков, с которым сыграно немало, сломал руку, и восстанавливаться будет долго. В общем, проблемы есть, но я оптимист. Верю, что все будет хорошо, и Кострома еще даст жару на большой сцене.








<
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!









Опрос

Опрос